Школа как образовательное пространство, позволяющее удовлетворять разнообразие образовательных потребностей школьников, способствующее их творческой реализации, формированию ключевых компетенций.
О школе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА СТАРОБЕШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
История школы
Довоенная история школы
Село Марьяновка (до 1911 года Мариенталь, перевод с немецкого « Долина Марии») основано в 1879 году, когда 14 немецких колонистов, выходцев из западной части Мариупольского уезда, купили у помещика Выбрановского 1699 десятин земли. Вначале Марьяновка была небольшим хутором Григорьевской волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Для обработки земли и ухода за скотом колонисты нанимали бедняков. Батраки из дальних сел селились на окраинах Марьяновки. Богачи для своих детей приглашали домашних учителей. В 1911 году в Марьяновке было открыто одноклассное училище. Кто в нем учился? Дети богатых. Дети батраков были лишены возможности посещать учебное заведение. В училище обучалось 24 ученика, и работал только один учитель, он был и руководилем хора, и обучал детей, и исполнял церковные обряды. Марьяновка – одно из немногих сел района, в котором до революции была четырехлетняя школа.
В сентябре 1922 года в Марьяновке была открыта начальная школа . Взрослые учились в школе ликбеза. В 1932-1933 учебном году уже было не достаточно одного здания школы, поэтому добавили еще 3 дома, приспособленных для школы . Уже к концу первой пятилетки был издан закон об обязательном всеобщем начальном школьном образовании детей. В тридцатые годы четырехлетняя школа была преобразована в семилетку . В школе работало 6 учителей, и обучалось 79 учеников. До 1938 года преподавание в школе велось на немецком языке, русский язык преподавался как предмет. В 1938 году школа реорганизована в русскую.
До Великой Отечественной войны в селе Марьяновка не было классов, в которых обучались дети разного возраста. Наполняемость классов была 15-20 учеников. Общее число учащихся доходило до 100 человек. Со временем количество учащихся росло.
Марьяновская школа в послевоенный период
Война приостановила мирные занятия людей. Трудными были первые послевоенные годы. Не хватало одежды, обуви, не говоря уже о школьных принадлежностях. В 1943 году после освобождения села от немецких захватчиков сразу возобновились занятия в школе. Была организована четырехлетняя школа, заведовала начальной школой Попова Елизавета Григорьевна.
В 1944 году для организации семилетней школы директором был назначен Федоров Василий Николаевич . Благодаря усилиям культурно-просветительной и бытовой комиссий, улучшилась учебно-воспитательная работа и материальная база в семилетней школе и детском доме, находившемся в селе Марьяновка с осени 1943 г. до 1955г. В 1945 году был первый послевоенный выпуск 7 класса Марьяновской НСШ. Всего было выпущено 7 учеников - Желдак В., Ломако Р., Сердюк Л., Лебедева М., Сердюк В., Панасенко О.
Большая часть учащихся были воспитанниками детского дома. В 1943 году в селе образовался Марьяновский детский дом. Который был расформирован в 1955 году. После войны он носил название- детский дом им. Ватутина. В детском доме в годы Великой Отечественной войны было много воспитанников, по данным архива в 1944-1945 гг. в детском доме было 213 детей. В 1948 году было 164 человека, а в августе 1955 года - 256 человек. В 1944-1945 гг. директором детского дома был Косенко П.К. В 1949 году в семилетней школе 7 учителей обучали 220 учеников.
Марьяновская школа с 1961-2024 гг.
В 1960 году начал осуществляться генеральный план застройки и благоустройства села Марьяновки, разработанный Донецким отделением « Гипрограда». Построено типовое двухэтажное здание школы с просторными классами и учебными кабинетами и двухэтажное здание школьного интерната. На центральной улице в ряду других двухэтажных зданий стоит школа. Это большое красивое здание. Перед школой много цветов, кустарников, деревьев. В школьном здании — просторные классы, кабинеты, мастерские. Во дворе спортивные площадки. Рядом со школой - интернат, в котором живут старшеклассники из соседних сел.
В 1960-1961 гг. семилетняя школа была реорганизована в восьмилетнюю школу, но так как учащихся не хватало, 8 класс не был открыт, в 1960-1961 гг. дети ушли в школьный интернат, а в 1962-1963 гг. был набран первый 8 класс. Директором школы с 1 ноября 1962 года стал Харкунов Александр Иванович.
В 1965 году Марьяновская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю школу – десятилетку с пришкольным интернатом для учащихся соседних сел. В 1965-66 гг. был первый выпуск 10 класса. В первом выпуске было семь медалистов. Нельзя отметить одну важную дату в трудовой биографии Марьяновской школы и ее директора Харкунова Александра Ивановича. Александр Иванович Харкунов имел немало боевых и юбилейных наград. Дважды его эффективный труд по воспитанию подрастающего покпления отмечался грамотами Министерства образования. В августе 1976 года после ухода на заслуженный отдых директора школы А.И. Харкунова, директором школы был назначен выпускник Марьяновской школы Федоров Михаил Васильевич. Выпускники школы стали гордостью не только села, но и бывшего СССР. Татьяна Якутчик — чемпион СССР по парашютному спорту, Николай Пасько — генерал-майор авиации, Александр Лобутенко- мастер спорта СССР по вольной борьбе, Федоров Михаил — мастер спорта, гросмейстер, пятикратный чемпион по шашечной композиции.
В 1981 году Марьяновская средняя школа трижды становилась призером, а в 1983 году — победителем районного социалистического соревнования среди школ по повышению эффективности и качества работы. С 1982 года при школе начал функционировать филиал Старобешевской детско-юношеской спортивной школы по вольной борьбы и дзюдо под руководством мастера спорта СССР по вольной борьбе А. Лобутенко, а в 1986 году открылся филиал Старобешевской музыкальной школы по классу скрипки и фортепиано.
С сентября 2006 Марьяновскую общеобразовательную школу возглавил Радионов Владимир Васильевич. С 1966 – 2023 гг 45 человек окончили школу с золотыми и серебряными медалями ( 34 – золотая медаль, 11 – серебряная). В настоящее время в школе обучается 206 учеников, работают 19 педагогов.
В нашей школе созданы все условия для всестороннего развития подрастающего поколения. Большую помощь школе оказали шефы регионы - Республика Бурятия и Забайкальский край. С их помощью в школе появились новые компьютеры, спортивный инвентарь, художественная литература, учебно- методические пособия, банеры для оформения школьного пространства. 5 апреля 2024 года открылся " Детский городок".
В рамках Всероссийского проекта «Школьное пространство» инициативная группа в составе родителей, обучающихся, педагогов оформили рекомендуемые тематические зоны, где можно найти много интересной и полезной информации. В школе функционирует: школьный спортивный клуб "Лидер"; школьный театр ; школьный хор "Домисолька".
10 апреля 2023 года в МБОУ «Марьяновская школа » в рамках Всероссийской акции «Сад памяти», приуроченной ко Дню Победы заложили "Сад Памяти". На фасаде школы имеется мемориальная доска в память о выпускнике школы, защитнике Донбасса Сулохину Андрею.
В истории каждой школы, есть люди, которые своим творчеством, трудом, подвигом прославили нашу Родину. В нашей школе очень много выпускников, которых поистине можно назвать героями. Кого-то можно назвать героем своего дела в области искусства, творчества, науки, а кто-то, не жалея своей жизни, защищал и защищает нашу Родину. У каждого бойца СВО своя история. Кто-то встал в ряды защитников Донбасса во время частичной мобилизации, кто-то заключил контракт на военную службу, кого-то привело на фронт личное убеждение, что сейчас он нужен именно там.
В ходе специальной военной операции (СВО) погибли наши выпускники. Потеря невосполнимая и наша главная задача, помнить о них, которые остались на поле брани... Бобошко Юрий, Шульга Дмитрий, Островский Денис, Навальнев Юрий, Гончаров Петр, Ковалев Сергей, Козлитин Александр.
Это –наши герои. Мы гордимся, что наши выпускники – патриоты нашей Родины, мужественные люди!
Уверены, что школа выпустит ещё много выпускников, которые достойно продолжат историю школы. Мы же по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.
Образование и формы обучения
Школа осуществляет учебно-воспитательный процесс по очной форме обучения.
Общее образование может быть получено вне образовательного учреждения в форме семейного образования и самообразования. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации.
В Школе допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
На начало 2024-2025 учебного года общее количество обучающихся составляет 216 человека, из них:
· на уровне начального общего образования – 4 класса, 67 обучающихся;
· на уровне основного общего образования – 5 классов, 113 обучающийся;
· на уровне среднего общего образования – 2 класса, 36 обучающихся.
В своей деятельности педагогический коллектив школы ориентирован на:
· использование методов и приёмов, направленных на поддержание и сохранение здоровья обучающихся;
· использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
· открытость образовательного и воспитательного процессов;
· создание условий для реализации школьниками индивидуальных образовательных маршрутов;
· тесную связь образовательного и воспитательного процессов;
· уважение к личности ученика, его родителей (законных представителей);
· учёт индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
· эффективное сотрудничество с родительской общественностью.
Программа развития
- Совершенствовать содержание образовательного процесса в школе в условиях реализации ФГОС, реализации региональных проектов на основе преемственности всех уровней образования.
- Повысить качество и доступность образовательного процесса посредством использования современных образовательных технологий, ИКТ, проектной и исследовательской деятельности.
- Оптимизировать систему повышения квалификации педагогических работников школы в соответствии Профессиональными стандартами.
- Развивать личностные интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выявлять и поддерживать одаренных детей в учебном процессе, внеурочной деятельности.
- Создать условия для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).